ТЕЛЕФОННЫЕ КАРТЫ
И КАРМАННЫЕ КАЛЕНДАРИКИ
Сходства и различия направлений
коллекционирования
Александр Лидерс
(опубликовано
в "Коллекции НГ" 10(49) от 6.12.2000 г.)
Н
ет сомнения, что в последние годы во всем мире родилось новое направление
коллекционирования - телефонные карты. Мои друзья говорили, что в Бангкоке
в специализированных магазинах для туристов можно купить - были бы деньги!
- до нескольких тысяч красивейших телефонных карт. В России также за последние
годы все новые и новые города выпускают телефонные карты для своих телефонных
автоматов. Появились даже каталоги телефонных карт России, например каталог
фирмы "Комстар". Такие каталоги есть в Эстонии, в Латвии, вероятно, и в
других странах. Коллекционирование телефонных карт, пожалуй, более организованное
хобби по сравнению с коллекционированием, например, карманных календариков.
Попробую сравнить эти два направления коллекционирования и попытаюсь понять,
почему коллекционеры телефонных карт более организованны.
Во-первых, коллекционирование телефонных карт является самым свежим видом
собирательства - сами карты относительно недавно стали появляться в мире
для обслуживания телефонных разговоров. Имеется возможность начать с нуля,
в то время как в календаристике эпоха выпуска карманных календариков длится
уже более столетия (в России - с 80-х годов ХIХ столетия), и по крайней
мере лет 40 только в нашей стране имеются клубы календаристов. Всякому
новому коллекционеру предстоит решить задачу - начать с нуля, т.е. с самых
старых календариков, которых осталось немного, или начать с текущих, но
их, наоборот, много.
Во-вторых, телефонных карт пока выпущено относительно немного. Например,
вполне по силам даже начинающему коллекционеру телефонных карт собрать
все телефонные карты России, ну может быть, кроме самых дорогих и самых
редких. Тем не менее такая задача реальна! Что касается карманных календариков,
то их в последние годы в СНГ выходит, по весьма приблизительным подходам,
ежегодно около 15 тысяч видов (по нашим сведениям, на 2000 год известно
уже 7,5 тысячи видов календариков, изданных в Москве). Задача собрать это
количество - весьма трудна и весьма ресурсоемка (под ресурсами мы здесь
понимаем деньги и время).
В-третьих, телефонные карты в любом из российских городов выпускают одна-две
фирмы. Может быть даже, это делает одна фирма в столичных областных городах.
Выйдя на эту фирму, можно контролировать большую часть новинок. В календаристике
все обстоит другим образом. Разумеется, есть города, в которых одна типография-монополист
завоевала практически весь рынок выпуска карманных календариков в этом
регионе (например, в Туле это типография имени Льва Толстого). Но в подавляющем
большинстве городов России таких монополистов нет. Карманные календарики
печатают все, а заказывают и вообще все кому не лень, от молочных техникумов
до депутатов и крупнейших заводов. Выпуск календариков как рекламы - делоабсолютно
частное. Этим стали заниматься даже не юридические лица. Что касается Москвы
и Санкт-Петербурга, то в них вообще так много типографий и издательств
выпускает карманные календарики, что полностью контролировать их выпуск
для отдельных коллекционеров абсолютно не реально. Помогают здесь две вещи:
первое - это то, что в клубах календаристов происходит своеобразное разделение
труда: есть календаристы-добытчики, а есть календаристы-спонсоры. К тому
же все чаще в клубах появляются "лотошники" прямо из типографий. Второе
- коллекционеры приучили предпринимателей к тому, что на многочисленных
ярмарках и выставках именно карманные календарики пользуются повышенным
спросом как реклама их товара. Ярмарки стали для календаристов вторым по
значению местом "промысла" по добыче объектов коллекционирования после
типографий. К сожалению, магазины и киоски в этом перечне на пятом месте,
потому что третье занимает переписка, а четвертое - оптовые книжные ярмарки.
В-четвертых, телефонные карты на удачу коллекционерам стали выпускать одного
размера по всему миру (варьирования этого размера чрезвычайно малы). Это
позволяет использовать даже так называемые визитницы в качестве альбомов
для карт. Изготовление более объемных альбомов для карт - тоже не очень
сложное дело. Совсем по-другому в календаристике. Ни одна страна не выпускает
карманные календарики только одного размера, даже такие организованные
в смысле календаристики страны, как Германия или Испания, все равно выпускают
только до 60% календариков одного - стандартного для этой страны - размера,
но другие 40% календариков выпускаются уже самого разного размера. В других
странах календарики еще более разнообразны по размеру. С хранением этой
разноразмерной массы карманных календариков много сложностей. Поэтому есть
коллекционеры карманных календарей, собирающие календарики только тех размеров,
которые "влезают" в их альбомы. (Заметим, что по стандартам отечественной
календаристики карманным считается календарик размером до открытки. Некоторые
календаристы собирают и большие по размеру календари, например, настольные
"домики".)
В-пятых, телефонная карта имеет разную, порой довольно большую первоначальную
цену, т.е. цену до начала ее использования. По аналогии с филателией можно
утверждать, что и использованная телефонная карта имеет все еще достаточно
большую остаточную стоимость (сравните цены на чистые и гашеные почтовые
марки). Эта аналогия не может не влиять на цены коллекционного рынка телефонных
календариков. Мало кто может себе позволить класть в коллекцию не только
неиспользованные телефонные карты, но и использованные: сохранившие хорошее
качество поверхностей и рисунков карты все еще реально достаточно дороги.
Карманные календарики не имеют разницы в цене до и после их использования.
Если календарик сохранил свое качество, то он сохранил и свою цену (вынесем
за скобки эффект насыщения рынка). Но карманные календарики, по крайней
мере большая их часть - так называемые рекламные карманные календарики
фирм и организаций России, - все последние годы сохраняют чрезвычайно низкую
исходную коллекционную стоимость - 1 рубль. Так было, когда доллар стоил
5 рублей, так все еще остается, когда доллар стоит больше 20 рублей! Подорожали
только особо редкие по тиражу и по тематике календарики. Только в календаристике
клубная цена объекта коллекционирования значительно - в два-три раза -
ниже себестоимости календариков для изготовителя. Такого нет ни в одном
другом виде коллекционирования!
В-шестых, телефонные карты и карманные календарики выпускаются разные тиражами.
Про календарики могу сказать более определенно: большинство рекламных выпусков
календариков имеет тираж от 1 до 5 тысяч. Бывают тиражи меньше, бывают
и больше - до сотен тысяч. Но тиражей, как в бывшем СССР, по несколько
миллионов в календаристике уже давно нет! Что касается телефонных карт,
то, по сведениям изданий по коллекционированию, их тиражи в среднем на
порядок больше, чем в календаристике.
В-седьмых, телефонные карты более живучи по материалу, из которого они
изготавливаются. И в календаристике много календариков, печатающихся на
пластике или на плотно ламинированной бумаге. Но бумажные карманные календарики
составляют 90-95% всех выпусков. Если бумажный календарик попал в руки
настоящего пользователя, то он фактически пропал для коллекционера - его
качество уже будет потеряно. Карты же хороши и после их полного использования.
Наконец, в-восьмых, обеспечением коллекционеров телефонными картами занимаются
те же самые фирмы, которые их выпускают для пользователей (самый наглядный
пример - Комстар, который специально рекламирует свои телефонные карты
для зарубежных коллекционеров в прекрасном, но, замечу, для России невероятно
дорогом, каталоге). Что касается календарей, то многие фирмы просто выпускают
серии календарей для коллекционеров (с изображением собак, кошек, архитектуры,
артистов и пр.), но никто не заботился о доведении до коллекционеров других
выпусков этих же самых издательств и типографий. Это дело полностью на
себя вынуждены взять сами коллекционеры. Подведем итоги. Карманных календариков
выпускается много и многими типографиями. Специальных альбомов для хранения
календариков нет, а если и есть, то их изготовляют два-три человека в России,
за что им большое спасибо. Календарики выпускаются самых разных размеров,
и большинство из них на бумаге, не защищенной ни лаком, ни ламинатом. Чтобы
собрать хотя бы все выпускаемые за год в одной России карманные календарики,
не говоря о выпусках прошлых лет, нужна уйма времени на посещение клуба
и на переписку и уйма денег. Из-за этого - большое количество, бумага,
малые тиражи, низкая средняя цена - карманные календарики не производят
впечатление "ликвидного" объекта коллекционирования. Поэтому в календаристике
за годы перестройки и постперестройки остались только энтузиасты, всеми
силами поддерживающие и только понемногу усложняющие вокруг себя среду
коллекционирования. (Отметим важную деталь - до перестройки карманные календарики
как раз выглядели как совершенно "ликвидный" объект коллекционирования,
так как в то время пластиковые карманные календарики составляли до половины
по количеству видов в год и стоили - клубная цена - на порядок дороже бумажных.)
Коллекционеры телефонных карт находятся принципиально в другой ситуации.
Этот вид коллекционирования молод - можно начать с нуля и быстро догнать
других коллекционеров, карт выходит в год не так много, они более весомы
с точки зрения цены и ликвидности, для их хранения можно использовать уже
широко выпускаемые визитницы, наконец, об их доведении до коллекционеров
нередко заботятся сами выпускающие их фирмы. Удивительно, но из календаристики
в коллекционирование телефонных карт ушло совсем немного людей, не больше
5%, плюс еще единицы совмещают эти два вида коллекционирования. В чем же
дело? Телефонные карты выглядят как гораздо более привлекательный объект
коллекционирования по многим параметрам. Дело в том, что календаристика
на сегодняшний день глубже и богаче коллекционирования карт. Она имеет
историю - только в царской России, по сведениям Дмитрия Малявина, было
издано никак не меньше тысячи календариков, а есть еще первые годы советской
власти, военные годы, годы восстановления. Кстати, первые карманные календарики
на продажу выходят в СССР в начале 60-х годов, а бум выпуска календариков
на продажу приходится на 95-97-е годы. Календаристика имеет несравненно
больший выбор тематики - от автомобилей, самолетов и морских судов до календариков
с политической рекламой, эротическими сюжетами или дельфинами (реальная
тема одного из знакомых мне календаристов). Такого разнообразия тем в телефонокартии
пока нет и не предвидится. Те из телефонокартистов, которые собирают тематические
коллекции карт, всегда поглядывают в сторону календаристики - там эти же
темы представлены гораздо более развернуто. Но главное в календаристике
- ее демократичность! Именно здесь кроется секрет того, что календаристика
живет и выживет! Календаристика демократична с точки зрения цен на календарики
- в среднем это один рубль! - недаром их собирают многие дети. Календариков
много, сразу можно набрать критическую массу, чтобы чувствовать себя коллекционером!
Демократичность календаристики очевидна еще и в том смысле, что карманные
календарики все больше выпускаются не министерствами и внешнеторговыми
объединениями, как это было двадцать лет назад, когда они составляли половину
количества видов календариков в год, а маленькими фирмами и даже частными
лицами. Тысячу приличного качества календариков одного вида можно заказать
за 100 долларов, а если качество не очень важно, то и втрое дешевле. Календарики
выпускают менеджеры как визитные карточки, артисты - как объект, который
купят почитатели их таланта и на котором есть место для факсимиле, политики
- как политическая реклама (Геннадий Селезнев выпустил к выборам в губернаторы
Московской области восемь видов карманных календариков - и проиграл. А
его соперник Борис Громов - только три - и выиграл!). Календарики выпускают
для себя и коллекционеры, и не обязательно коллекционеры календариков.
Мне известны коллекционеры упаковок сахара, сырных крышек, спичечных этикеток,
которые выпустили для себя рекламные карманные календарики. Менеджер, политик,
коллекционер, артист цирка или эстрадный певец не выпустят сами для себя
телефонную карточку (почтовую марку, монету или банкноту), а вот карманный
календарик - пожалуйста! У меня есть венгерский календарик, который для
себя выпустил обувной мастер! В Испании, Франции и Латинской Америке издаются
специальные серии календариков с местом для надпечатки частной рекламы.
Этой возможностью пользуются кафе, рестораны, магазины, маленькие фирмы
и частные лица. В Германии всякая уважающая себя аптека обязательно подарит
своим покупателям к Рождеству карманный календарик! Вот в чем демократичность
календаристики - она гражданственна! Все это делает карманный календарик
прекрасным и правдивым отражением нашей жизни, подлинной визитной карточкой
эпохи. А в заключение можно добавить, что в последнее время появились телефонные
карты с календарями! Так сказать, и вашим и нашим.
Комментарий
и примечание к статье А.Лидерса
Олег
Сыромятников
(Опубликовано
на сайте "Картодром")
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Примечание:
Простота
изготовления и незащищенность календариков от подделки может послужить
одним из самых серьезных гвоздей в крышку гроба коллекционирования календариков.
Раздобыв
раритет, можно наладить выпуск их копий на оборудовании, доступном значительному
количеству простых пользователей компьютеров.
Подделка
же телефонных карт затруднительна и выявляется "на лету" или с применением
минимальных технических средств.
Доступность
и недоступность предметов коллекционирования вещь весьма относительная.
Даже самые дорогие телефонные карты в продаже стоят намного меньше их коллекционной
стоимости, если эта карта имеет малый тираж. С другой стороны большинство
коллекционеров телефонных карт не тратят на это увлечение даже того рубля,
который стоит календарик. Карты просто собирают в окрестностях телефонов-автоматов,
где их выбрасывают после использования по прямому назначению. Именно эти
карты представляют собой объект массового коллекционирования и позволяют
создать "критическую массу" коллекции с нуля и абсолютно бесплатно.
Правда,
подавляющая часть тиража телефонных карт после использования уходит "в
урну" безвозвратно, в итоге для коллекционеров остаются доступными лишь
ничтожно малая часть тиража. Это приводит к тому, что большая часть телефонных
карт попадает в разряд раритетов сразу и навсегда.
Пример
с фирмой Комстар, кстати, совсем не "типичный". Это практически единственная
фирма на рынке телефонных карт, ведущая откровенно спекулятивную политику
в отношении своих телефонных карт, поддерживая их цену намного выше их
коллекционной стоимости, чем практически вывела за рамки коллекционирования
свои карты.
Что
касается "контактов с производителями", то телефонные карты, в отличие
от календариков, являются электронными средствами платежа наравне с банковскими
пластиковыми картами и подпадают под соответствующее законодательство.
Таким образом, высказанная идея эквивалентна идее контактирования с Гознаком
для пополнения коллекции банкнот. Кстати, именно на Гознаке выпускается
подавляющее количество телефонных карт, что служит хорошей гарантией от
подделок, что подтверждается опытом - большинство подделок исходит от мелких
производителей, выпускающих так же и... календарики.
Ответ на
комментарий и примечание О.Сыромятникова
Дмитрий
Малявин
Комментарии Олега Сыромятникова к статье Александра Лидерса можно было
бы прочитать, отметив для себя те места, где автор прав и, усмехнувшись
про себя там, где он, мягко говоря, несколько приукрашивает факты, трактуя
оные в свою пользу, и забыть про них, если бы не неожидано злой тон, в
котором они написаны, и, даже, откровенное хамство. Но почему?
Казалось бы А.Г.Лидерс всего лишь хотел уяснить для себя и для других,
почему телефонокартия более организована, чем календаристика. Другое дело,
что , по моему мнению, здесь не нужно слишком глубокого анализа. Совершенно
очевидно, что там, где государство или крупные частные фирмы заинтересованы
в больших, я подчеркиваю, очень больших доходах, там они и приложат все
силы для всемерного укрепления потенциальной базы своих потребителей. Поэтому,
всегда наиболее организованной будет филателия, поддерживаемая правительством
любой страны, а теперь и телефонокартия. По этой же причине, и это легко
заметить каждому, сейчас началась раскрутка коллекционеров автомобилей.
Огромные деньги вкладываются в различные ретроавтошоу. Но это так, с слову...
Попробуем все же вернуться к комментариям господина Сыромятникова и попробовать
понять, чем же он так недоволен. Пройдемся по пунктам его комментариев.
Прежде всего, вызывает недоумение упрек, что де автор каталога “Комстара”
существует, и что это он, Олег Сыромятников. Ведь Лидерс о каталоге упомянул
лишь мимоходом, заметив, что такой каталог существует вообще.
Однако далее, следует заметить, что Лидерс действительно несколько упрощает
возможности собрать достаточно полную генеральную телефонных карт, хотя
бы даже только по России. Любая, в достаточно мере полная генеральная коллекция
чего бы то ни было может быть собрана только только при вложении в нее
больших сил, времени и, особенно, средств. Как говорится, без труда...
Но Лидерс имел в виду несколько иное. Он хотел лишь сказать, что создать
хорошую коллекцию много легче, если стоишь у истоков этого вида коллекционирования.
И гораздо сложнее, если время ушло, и коллекционер вынужден тратить большие
средства на приобретение первых выпусков, которые всегда и тиражом меньше,
и осталось их уже не очень много, и уже что-то стало раритетом или, по
крайней мере, выяснилось, что является раритетом, а что нет. Это, опять
же, относится к любому виду коллекционирования, безотносительно к его объекту.
Несколько слов о первоначальной коллекции. Она, как правило, и тут Сыромятников
безусловно прав, создается бесплатно. Но в какой-то момент она достигает
определенного критического объема, когда все, что можно собрать бесплатно
или почти бесплатно, уже собрано. Коллекция эта еще сравнительно небольшая
и, как правило, неликвидная. Хотя в ней могут и затесаться по случаю 2-3
раритета. Тогда перед коллекционером встает выбор, либо бросить все это,
либо начать вложение сил и средств на дальнейшее построение уже настоящей
коллекции, вводя или не вводя те или иные ограничения в свое собирательство
в зависимости от возможностей. И вот, когда собиратель принимает решение
продолжать, начинается Его Величество Поиск - то главное, ради чего и существуют
коллекционеры.
Дальнейший рост коллекции может идти различными путями, самый простой из
которых (но далеко не самый дешевый), покупка готовых подборок или коллекций.
На Западе это вообще поставлено на широкую ногу. Нам пока до них еще далеко.
Там существует масса фирм, готовых подобрать для вас что угодно, хоть марки,
хоть карты. В том числе и телефонные карточки. Вы можете даже не выходить
для этого из дома, договориться можно и по телефону или через интернет.
Разумеется, все самое редкое при этом проходит через систему аукционов.
В России пока еще не так. Наверное, Сыромятников прав, и фирма “Комстар”
не является показателем, хотя она-то как раз готова снабжать вас всеми
новинками, плати лишь деньги, причем, для России несуразные. И попытка
фирмы-производителя продать произведенные ею по заказу телефонные карточки
может привести к конфликту с заказчиком. Но мы же в России, уважаемый Олег
Александрович. А здесь на такие тонкости пока всем наплевать. Продадут
частным порядком все, что угодно, в том числе и телефонные карточки, что
я, кстати, лично наблюдал на одной из выставок. Да что там карточки, если
страну заполонили левые аудио- и видеокассеты и компакт-диски.
А вот аукционов для коллекционеров у нас пока что практически нет. Несколько
прошедших у нас нумизматических и филателистических аукционов показали
настолько низкий КПД, что вряд ли они скоро станут постоянным периодическим
явлением. Не будем рассматривать сейчас причины, просто примем этот факт
во внимание.
Тем не менее, об одной из этих причин упомянуть все же следует. Это наша
невероятная бедность. Именно поэтому у нас играет серьезную роль стоимость
коллекционных материалов для формирования коллекции, когда она хотя бы
чуть-чуть начинает превосходить то, что обычно называется кучей. И именно
поэтому только лишь на основании сравнения средних цен на коллекционные
материалы, Лидерс назвал коллекционирование календарей более демократичным
видом коллекционирования, что так невероятно обидело Сыромятникова.Но почему?
Неужели, если я скажу, что коллекционирование телефонных карточек демократичнее
коллекционирования русского авангарда, на меня обидятся коллекционеры русской
живописи.
Выступая с, на мой взгляд, неприличным для редактора газет высокомерием
и некоей, даже, я бы сказал, брезгливостью господина из элиты, Сыромятников
требует не лезть с суконным рылом в его калашный ряд представителей, как
он сказал, умирающего вида коллекционирования. На это мне хотелось бы ответить,
что ни один вид коллекционирования не может считаться умирающим, пока существует
объект коллекционирования. И даже тогда, когда он уже давно не выпускается
и не употребляется. Так, живы, и даже множатся коллекции самоваров, которые
в массе своей давно потеряли практическое значение, и ныне выпускаются,
в основном, как сувениры. Существуют коллекции мечей, массовое производство
которых закончилось лет триста тому назад. Не умрет и коллекционирование
телефонных карточек, массовый выпуск которых будет прекращен, скорее всего,
в ближайшее десятилетие. Ведь уже сейчас телефонные компании на западе
резко сворачивают сеть таксофонов, для которых эти карточки и предназначены,
- те не выдерживают конкуренции с сотовой связью. Ну что ж, станут эти
коллекции подразделом коллекций кредитных карточек вообще – банковских
ли, интернетовских, а может быть таких, о которых мы пока и не подозреваем.
Или, что еще проще: крупные отели сохранят по таксофону, к которым будут
заказывать телефонные карточки как сувениры отеля. А уж календари, как
были двести лет назад, так и будут существовать еще, наверное, лет через
двести.
В конце я хотел бы еще коснуться вопроса подделок. На мой взгляд, редактор
изданий для коллекционеров должен в обязательном порядке хоть немного разбираться
в вопросе распознавания подделок и новоделов вообще (я не имею в виду обязательно
применительно к календарям), а не писать чушь на эту тему. Занимаясь коллекционированием
свыше 30 лет и собрав одну из крупнейших в стране коллекций, включающую
в себя много и раритетов и уникумов, я не без основания считаюсь и считаю
себя сам экспертом в этой области.
Не раз, готовясь к выставкам, я делал копии уникальных календарей с помощью
самых современных средств копирования. Более того, я старался подбирать
даже старую бумагу для большего правдоподобия копий. И каков же результат?
Обмануться можно, только если календарь под стеклом. В подавляющем большинстве
случаев, держа календари в руках, подделку различит любой школьник. И лишь
в редких случаях для этого потребуется даже не эксперт, а просто коллекционер
со стажем. Дело в том, что имитировать подлинную старую бумагу и старинные
способы печати крайне сложно. Можно, конечно, однако в случае карманных
календарей при стоимости даже уникума всего лишь в десяток-другой долларов,
такая подделка будет просто нерентабельна - овчинка, как говорится, не
стоит выделки.
Напоследок добавлю следующее. В течение ХХ века карманные календарики не
раз использовались филателистами для собственной рекламы. Их выпускали
отделения ВОФ, журналы “Филателия СССР” и “Советский коллекционер” – и
тот, существовавший в 20-х годах, и нынешний. Так что ж, стоит упомянуть
об этом, и меня сразу обвинят в том, что я примазываюсь к великой армии
филателистов?
Предметом коллекционирования может быть что угодно: от ручки и блокнота
на столе до танков и мостов. И велика ли разница между коллекционером перьев
и автомашин. Наверное, только в возможностях. Зато всех нас, коллекционеров,
объединяет одно – тяга к поиску. И честь и хвала тому коллекционеру, который
из обычных карандашей или бутылок собрал коллекцию, поражающую своим разнообразием
и имеющую историческую ценность. Честь и хвала, а уж никак не упрек в том,
что он занимается немодным и умирающим видом коллекционирования.