Братец Календарик и Сестрица Этикетка
Геннадий Голядкин,
редактор журнала «Невский филуменист» (Санкт-Петербург).
Филумения и филотаймия (или календаристика) похожи не
только названиями.
Это произведения так называемой
промышленной графики, имеющие чисто утилитарное назначение: украшать спичечные
коробки либо информировать о дате и дне недели. И те, и другие выпускаются
миллионными тиражами (правда, этикетки постоянно, а календари – этакими
разовыми предновогодними «залпами»), но «в живых» остаются единицы – в основном
в коллекциях соответствующих чудаков. В
самом деле, кому нужна пустая спичечная коробка или прошлогодний (а то и
прошлого столетия) календарь?
Они близки по размеру и материалу (сейчас спичечные этикетки все больше заменяются каркорами (картонными коробками), размеры которых почти равны стандартным «календарным»).
Производители и тех, и других,
поняв, что этой одноразовой ерундой заинтересовались коллекционеры, начали
выпускать специальные коллекционные, сувенирные серии, рассчитанные специально
на них.
И проблемы филуменистов и
филотаймистов общие: где найти, как хранить, как каталогизировать. Последнее
актуально еще и потому, что темы на мини-плакатах в большинстве своем
одинаковые: города, природа, искусство, транспорт, техника безопасности во всех
ее проявлениях – от соблюдения ПДД до безопасного обращения с огнем,
коммеморативные (юбилейные) выпуски, реклама. Ну и, разумеется, политическая
пропаганда (куда ж без нее!).
Разумеется, блюстители чистоты
сайта могут возразить: мол, у вас своя свадьба, у нас своя! И будут правы… Но
не совсем. Потому что есть, есть пересечения. Так, на календарях (особенно тех,
что выпускались по заказу Управления пожарной охраны) весьма популярно
изображение спичек и спичечных коробков. Намного меньше, но все же встречаются
рекламные календари спичечных фабрик (вроде того «беличьего», что приведен на
фото).
Есть и примеры обратного характера:
календари на… спичках (мы не берем такие весьма широкие, но в принципе тоже
«календарные» темы, как «Времена года» или «Знаки Зодиака»). И эти «спичечные»
календари довольно разнообразны по оформлению и конструкции.
Вот перед вами сувенирный спичечный
набор 1987 года «С Новым годом!» (художник Ю.К. Левиновский) Балабановской
экспериментальной фабрики, являющийся одним из старейших спичечных предприятий
России (он же, но с измененными выходными данными, был выпущен на спичечных
фабриках «Искра» в Благовещенске и «Красная звезда» в Кирове). В красивую коробку уложены 18 спичечных
коробков. На 12 – месячные календарные таблицы на 1988 год, а шесть «лишних»
заполнены подходящими к случаю рисунками.
Похожий набор не так давно выпустил
и нынешний сосед Балабановской фабрики – фирма по производству сувенирных
спичек «Старт». В одной общей коробке – 12 самых разных спичечных упаковок (от
«люксов» всех размеров до спичек-книжечек), на каждой из которых – календарь на
месяц. Это явно рекламный выпуск.
Далее – настольные
коробки-календари (такая конструкция называется «домик», и бывают такие домики
и одно-, и двухэтажными). Одна плоскость высокой двускатной «крыши» занята
весьма оригинально исполненной рекламой фирмы, другая – календарем на год.
Почти аналогичная конструкция,
выполненная по заказу одной из фирм, тоже представляет собой
спичечницу-календарь, на этот раз перекидной. На каждой цветной страничке –
календарь на месяц, на обороте – реклама фирмы.
Не отстают и зарубежные коллеги. В
качестве примера показываем польскую спичечную серию «Календарь 2002» из 12
этикеток, на каждой из которых, понятно, дана табличка соответствующего месяца,
и аналогичную немецкую, на 1964 год. Непонятно только, то ли в начале года надо
было набирать сразу 12 упаковок (по одной на месяц), то ли фабрика выпускала их
«кусочками» (на это тоже не похоже: все этикетки в одном листе).
Как бы то ни было, но прецеденты
имеются.
Поначалу мне показалось, что подобных пересечений
филотаймии с другими видами коллекционирования немало, однако по зрелом
размышлении я понял, что филумения один из очень немногих видов
коллекционирования, некоторые объекты которой могут быть небезынтересными для
филотаймистов. Пожалуй, с некоторой натяжкой сюда можно отнести
перидромофилистов (коллекционеров железнодорожных билетов) – в последнее время
на рекламных «обложках» билетов тоже стали печатать календари (один из
образчиков прилагаю), «мешочников» (коллекционеров иллюстрированных
полиэтиленовых пакетов – к сожалению, образцов не имею), прессофилов
(коллекционеров газет и журналов: каждое уважающее себя издание считает хорошим
тоном опубликовать свой рекламный календарь в последнем номере уходящего или в
первом – наступающего года).
Думаю, что это не последняя статья
филуменистов на «календарном» сайте: у нас много общих проблем, и решать их
лучше сообща.