На крыльях истории

Марина Корнилова

Газета "Вечерний Новосибирск" от 13 мая 2004 г.

Юрий Горшков обладатель самой большой в России коллекции авиационных календариков

Этих странных людей называют по-разному.

В Москве - календафилистами, в Санкт-Петербурге - филотаймистами. Французы придумали для них научный термин, чем-то схожий с медицинским диагнозом, эфекаларофилия. Но чаще всего к ним применяется слово «календаристы».

То есть, коллекционеры карманных календарей. Коллекционирование календарей - дело отнюдь не новое. Известно, что подобные коллекции существовали еще в начале прошлого века.

Одно время интерес к подобному собирательству угас. Сохранившиеся после смерти хозяев календари шли в распыл. В начале 60-х интерес к «открыткам времени» возобновился. Но и сегодня мало кто из собирателей может похвастаться полной серией по определенной тематике. Хотя есть один человек, который утверждает, что у него абсолютно полная коллекция календарей Аэрофлота советских времен. Это житель Оби (городок рядом с аэропортом Толмачево), полковник военной авиации в отставке Юрий Горшков.


Тяга к собирательству у Горшкова обнаружилась с детства. Особенно он любил календарики. Красочные небольшие открытки с расписанием года на обороте. Профессии его родителей были непосредственно связаны в авиацией (папа был начальником аэропорта Толмачево, мама - начальником смены авиакасс), потому и первый календарь в коллекции Горшкова был с изображением воздушного судна.

Это был далекий 61-й год. Именно тогда Аэрофлот, единственная авиакомпания в СССР, выпустила свою первую серию карманных календарей.

- Мне было одиннадцать лет, когда мама принесла мне календарик, - рассказывает Юрий Викторович. - Вернее, их было два. На обороте одного надписи на русском языке, на «рубашке» второго - на английском. И хотя изображение одинаковое, они разные. Значит разновидность. Поэтому в следующем году, когда выпустили новую серию, я стал пристально разглядывать не только лицевую сторону, но и оборотную.


Горшков стал объяснять разницу между календарями. Это было похоже на игру «найди десять отличий между одинаковыми картинками».

- Видите, на этом календаре по правому краю сантиметровая линейка, а дюймовая - по левому, - говорит полковник. - На этом наоборот. На следующем изображение то же самое, но надписи на английском языке. А вот эти уже без линейки. Как я понял в дальнейшем, в каждом выпуске по шесть разных штук. И у меня вплоть до 1991 года есть все разновидности. Правда, меня терзают сомнения, что в календарях за 1963 год не хватает одного. Уже сорок лет об этом думаю.

Да, коллекционеры действительно люди со странностями. Ну кто из обычных людей сорок лет будет ломать голову над какими-то линейками? Хотя внимательность Юрия Викторовича однажды принесла свои плоды - он предотвратил катастрофу, к счастью, нарисованную.


В начале 70-х годов Аэрофлот выпустил серию «Виды России». На одной из картинок фирменный самолетик направлялся к горе Казбек. И, по идее, судно должно было врезаться в гору. Изображение самолета было настолько миниатюрным, что вряд ли кто-нибудь это заметил. Но только не Горшков.

- Я сразу обратил внимание на то, что пассажирскому самолету грозит катастрофа, - объясняет Юрий Викторович. - Пусть даже ненастоящая. Конечно, я не мог промолчать. Эту серию сразу же переиздали, и лайнер полетел в противоположную сторону. Сейчас календарики в большинстве своем служат рекламным целям, а раньше они представляли собой идеологические плакаты, несущие в себе историю пассажирской авиации. Например, по ним можно проследить форму стюардесс. В начале 60-х проводницы облачались в светло-голубые блузки, синие юбки и пилотки. В середине этих годов в ход пошли деловые костюмы, а вместо пилоток - береты. Затем береты заменили фетровые шляпки. Также на календарях отражены изменения в СССР. Только опустился «железный занавес», сразу же на них появились изображения зарубежных аэропортов и столиц.


В начале 90-х появились другие авиапассажирские компании, у которых не менее интересные выпуски карманных календарей. А так как Горшков человек патриотичный, тем более житель Оби, то его собрание постоянно пополняется календарями авиакомпании «Сибирь». Тем более что это наша, сибирская авиакомпания.

Еще следует обратить внимание на то, что календарики никогда не поступали в продажу. Их могли приобрести только те, кто каким-либо образом связан с авиацией. Они выдавались и пассажирам.


- У нас в стране самый большой клуб коллекционеров карманных календариков находится в Москве, - говорит Горшков, - несколько лет назад они создали журнал, в котором описали выпущенные авиационные календарики. Мне пришлось его редактировать. Потому что некоторые разновидности там не были указаны - о них никто не знал. А в моей коллекции они есть. В общем, я ни разу не видел в коллекции других людей тех календариков, которых бы не было у меня.

Всего в «календарном собрании» Горшкова более пяти тысяч «объектов». Юрий Викторович - человек небогатый, хотя может им стать в любой момент. Достаточно лишь продать часть коллекции. Но об этом он и думать не хочет. Хотя, как говорит Горшков, вероятнее всего, труд его жизни будет все равно продан.

- У меня есть сын и внучка, но они этим не увлекаются. Так что, наверное, будет распродажа. Единственно, в чем я уверен, что мои коллекции попадут в руки коллег. Кому еще нужны календари?



Возврат в Меню



Hosted by uCoz