Братец Календарик и Сестрица Этикетка

 

Геннадий Голядкин,

редактор журнала «Невский филуменист» (Санкт-Петербург).

   

Филумения и филотаймия (или календаристика) похожи не только названиями.

Это произведения так называемой промышленной графики, имеющие чисто утилитарное назначение: украшать спичечные коробки либо информировать о дате и дне недели. И те, и другие выпускаются миллионными тиражами (правда, этикетки постоянно, а календари – этакими разовыми предновогодними «залпами»), но «в живых» остаются единицы – в основном в коллекциях соответствующих чудаков.  В самом деле, кому нужна пустая спичечная коробка или прошлогодний (а то и прошлого столетия) календарь?

Они близки по размеру и материалу (сейчас спичечные этикетки все больше заменяются каркорами (картонными коробками), размеры которых почти равны стандартным «календарным»).

Производители и тех, и других, поняв, что этой одноразовой ерундой заинтересовались коллекционеры, начали выпускать специальные коллекционные, сувенирные серии, рассчитанные специально на них.

И проблемы филуменистов и филотаймистов общие: где найти, как хранить, как каталогизировать. Последнее актуально еще и потому, что темы на мини-плакатах в большинстве своем одинаковые: города, природа, искусство, транспорт, техника безопасности во всех ее проявлениях – от соблюдения ПДД до безопасного обращения с огнем, коммеморативные (юбилейные) выпуски, реклама. Ну и, разумеется, политическая пропаганда (куда ж без нее!).

Разумеется, блюстители чистоты сайта могут возразить: мол, у вас своя свадьба, у нас своя! И будут правы… Но не совсем. Потому что есть, есть пересечения. Так, на календарях (особенно тех, что выпускались по заказу Управления пожарной охраны) весьма популярно изображение спичек и спичечных коробков. Намного меньше, но все же встречаются рекламные календари спичечных фабрик (вроде того «беличьего», что приведен на фото).

Есть и примеры обратного характера: календари на… спичках (мы не берем такие весьма широкие, но в принципе тоже «календарные» темы, как «Времена года» или «Знаки Зодиака»). И эти «спичечные» календари довольно разнообразны по оформлению и конструкции.

Вот перед вами сувенирный спичечный набор 1987 года «С Новым годом!» (художник Ю.К. Левиновский) Балабановской экспериментальной фабрики, являющийся одним из старейших спичечных предприятий России (он же, но с измененными выходными данными, был выпущен на спичечных фабриках «Искра» в Благовещенске и «Красная звезда» в Кирове).  В красивую коробку уложены 18 спичечных коробков. На 12 – месячные календарные таблицы на 1988 год, а шесть «лишних» заполнены подходящими к случаю рисунками.

Похожий набор не так давно выпустил и нынешний сосед Балабановской фабрики – фирма по производству сувенирных спичек «Старт». В одной общей коробке – 12 самых разных спичечных упаковок (от «люксов» всех размеров до спичек-книжечек), на каждой из которых – календарь на месяц. Это явно рекламный выпуск.

Далее – настольные коробки-календари (такая конструкция называется «домик», и бывают такие домики и одно-, и двухэтажными). Одна плоскость высокой двускатной «крыши» занята весьма оригинально исполненной рекламой фирмы, другая – календарем на год.

Почти аналогичная конструкция, выполненная по заказу одной из фирм, тоже представляет собой спичечницу-календарь, на этот раз перекидной. На каждой цветной страничке – календарь на месяц, на обороте – реклама фирмы.

Не отстают и зарубежные коллеги. В качестве примера показываем польскую спичечную серию «Календарь 2002» из 12 этикеток, на каждой из которых, понятно, дана табличка соответствующего месяца, и аналогичную немецкую, на 1964 год. Непонятно только, то ли в начале года надо было набирать сразу 12 упаковок (по одной на месяц), то ли фабрика выпускала их «кусочками» (на это тоже не похоже: все этикетки в одном листе).

Как бы то ни было, но прецеденты имеются.

Поначалу мне показалось, что подобных пересечений филотаймии с другими видами коллекционирования немало, однако по зрелом размышлении я понял, что филумения один из очень немногих видов коллекционирования, некоторые объекты которой могут быть небезынтересными для филотаймистов. Пожалуй, с некоторой натяжкой сюда можно отнести перидромофилистов (коллекционеров железнодорожных билетов) – в последнее время на рекламных «обложках» билетов тоже стали печатать календари (один из образчиков прилагаю), «мешочников» (коллекционеров иллюстрированных полиэтиленовых пакетов – к сожалению, образцов не имею), прессофилов (коллекционеров газет и журналов: каждое уважающее себя издание считает хорошим тоном опубликовать свой рекламный календарь в последнем номере уходящего или в первом – наступающего года).

Думаю, что это не последняя статья филуменистов на «календарном» сайте: у нас много общих проблем, и решать их лучше сообща.

 

 

 

 

Hosted by uCoz