ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАРМАННОГО КАЛЕНДАРЯ
Дмитрий Малявин

ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ КАРМАННЫХ КАЛЕНДАРЕЙ

     Нельзя сказать, что в первые годы Советской власти календарей не было совсем. Большие табель-календари этого времени имеются в некоторых коллекциях. Однако карманные календари первых послереволюционных лет пока не известны, скорее всего, они просто не сохранились. А может быть, они вообще практически не выпускались. Лишь с 1923 карманные календари начинают вновь активно печататься.
     Необходимо отметить весьма странный факт, - карманные календари времен НЭПа совершенно неизвестны. Это очень удивительно, и объяснения этому я не нахожу. Казалось бы, что рекламные календари этого периода должны были бы существовать, и, при том, достаточно многочисленные. Возможно, со временем, эти календари и выплывут из небытия и появятся у коллекционеров, но пока, увы, никто из собирателей не может ими похвастать.
     Первые карманные календари, изданные при советской власти, известны лишь на 1924 год. Но уже среди календарей 24-го года мы видим неожиданное разнообразие тематики. Тут и политическая реклама, например, серия календарей, выпущенных по заказу Деткомиссии ВЦИК с портретами членов тогдашнего Политбюро тиражом в 600000 экз. Правда, о том, что это была большая серия, можно только догадываться. Разумеется, календарей с портретом Ленина, сохранилось не так уж и мало и не только в частных коллекциях, но и в фондах, например, ГПБ им.Салтыкова-Щедрина . Не удивительно, что сохранились и календари с портретом Калинина. Странно, пожалуй, что пока неизвестны календари с портретами Сталина и Дзержинского. А вот что касается остальных... Из всего состава бывшего в те годы руководства страны портреты только этих четырех и можно было безопасно сохранить.      В моей коллекции находится чудом сохранившийся экземпляр с портретом Каменева. А ведь тот, у кого он, даже если и случайно, завалялся, мог заплатить за это жизнью.
     Серия Русского театрального общества на этот же год с портретами известных актеров тоже встречается редко. Конечно, хранить портрет В.Н.Давыдова или О.В.Баклановой было безопасно. Но и тираж был в 20 раз меньше.
     И с этого же 1924 г. начинается печать календарей торговой рекламы. И, прежде всего, Табачного треста, выпуски которого в 20-е годы составляют чуть ли не большую часть всех выпускавшихся в России карманных календарей. Зато, мы теперь знаем, что прейскурант отечественных табачных изделий в то время был, между прочим, наверное, побогаче нынешнего.
     Календарь Государственной конторы "Госметр" на 1925 год был выпущен к переходу страны на метрическую систему и содержит таблицу перевода русских мер в метрические. Сейчас уже вряд ли кто помнит, что представляли из себя такие меры, как ведро, чарка или аршин. А календарь может рассказать нам об этом из глубины своих лет.
     Календари ЭТЦР (Электрический трест центрального района) на 1925 год и его же но уже под новым названием ГЭТ (Государственный электротехнический трест) на 1926 год, прекрасно исполненные, любопытны тем, как именно они отражали начальный этап развития электрификации в СССР. Интересны карманные календари Моссельпрома, к созданию которых имел отношение В.В.Маяковский. И те, и другие как-то очень точно передают дух того времени. Скорее всего дело в том, что они выполнены в стиле, который и представляется нам, как стиль именно 20-х годов. Не менее интересен и календарь Типографии Академии художеств в Ленинграде, выполненный в модном тогда стиле конструктивизма. Выпускаются первые карманные календари внешнеторговых организаций. К примеру, это серия календарей "Кавминэкспорта" на 1928 г., календарь "Международной книги" на 1929 г.
     Календари первой половины 30-х кодов крайне малочисленны. Возможно, что это как-то связано с кратковременным введением в нашей стране новой календарной системы - пятидневок. Но эта история достойна отдельного рассказа. В 1936 г. в Ленинграде был выпущен по заказу СОЮЗПРЕДСПРОСа календарь на 1937 год - первый отечественный календарь на пластмассе. Календарь этот призывал к реализации накапливающихся у организаций промышленных и товарных излишков, - вопрос, так, кстати, и оставшийся нерешенным при социализме, хотя он и неоднократно поднимался в последующие 50 лет.
     Обрушившаяся на нашу страну война резко сократила выпуск календарей, как и всего другого. Календари военных лет крайне немногочисленны и, в большинстве своем, неинформативны. Конечно же, было не до календарей. Но в конце 1945 года издательством "Искусство" печатается календарь на 1946 г. - календарь Победы. Салют, флаги, гимн Советского союза. Будучи своеобразной реликвией, этот календарь - один из наиболее сохранившихся календарей 40-х годов. Он имеется практически в любой серьезной коллекции.
     Тогда же, в 1945 году советские календари начинают печатать и в Германии. Интересным примером могут служить календари ОМУ НКУП (наркомат угольной промышленности) на 1946 г., отпечатанные в Берлине на разноцветном целлулоиде.
     С конца 40-х и до середины 60-х карманные календари немногочисленны. Выпуски Госстраха, Сберкасс, Аэрофлота. Если к этому добавить ежегодные выпуски издательства "Искусство", то мы получим, наверное, едва ли не 80% всех выпущенных в то время календарей.
      Уже начиная с конца 30-х годов художественный уровень выпускаемых карманных календарей неуклонно снижается. Сказывается и экономия на качестве бумаги и использование более дешевых способов печати. Парк производственной техники изношен и в деревообрабатывающей промышленности, и в полиграфии. Как следствие цензуры, календари делаются или ура-патриотические, или нейтральные, часто не отражающие даже темы (вдруг отразишь, да не так). К карманным календарям все реже и реже прикасается рука профессионала.
     В шестидесятые годы среди разных выпусков резко выделяются техникой исполнения и, главное, вкусом, карманные календари с видами Ленинграда, выпускавшиеся ЛФОП 3 (3-я Ленинградская фабрика офсетной печати) примерно с 1961 по 1969 годы. Для этих выпусков были использованы графические рисунки различных, в том числе и весьма известных, художников, таких, как, например, Остроумова-Лебедева. Выпущено их была за десятилетие около 200 видов и цветовых вариантов не считая новоделов. До сих пор эти календари, называемые среди коллекционеров "Ленинградская графика", являются мечтой и гордостью любого собирателя. И, кстати, до сих пор эти календари были единственными, для которых изготавливались новоделы специально для коллекционеров, столь велик был спрос на них.
     Со второй половины 60-х в стране начинается резкий рост международных торговых связей, и, соответственно, возрастает спрос на рекламные календари. И сразу же выявляется отсталость нашей полиграфии. Заказы на карманные календари внешнеторговых организаций размещаются за границей. Сперва это ГДР и Венгрия, потом Финляндия. Позднее Австрия, Швейцария, Италия и Япония. Появляются календари, выполненные на качественно ином полиграфическом уровне, хотя содержание их, как и раньше, оставляет желать лучшего. Более того, рекламные календари часто не выполняют своей основной обязанности - не рекламируют даже заказавшую их фирму. Тем не менее, с конца 60-х мы знакомимся со стереоскопическими (объемными) и вариоскопическими (с меняющимся в зависимости от угла зрения рисунком) календарями. В начале 80-х появляется "дюфекс" (лазерная техника на фольге).
     Тогда же, в конце 60-х руководителям страны приходит, наконец, в голову, что карманные календари можно использовать в качестве дешевой рекламы "социалистического образа жизни". Начинается массовый выпуск видовых календарей грандиозными тиражами. Издательства, и в первую очередь, издательство ЦК КПСС "Плакат" выпускает их многомиллионными тиражами, причем в большинстве своем в очень слабом оформлении. Особенно поражают бедностью мысли и техники исполнения календари с рисунками плакатного характера, выполненные группой художников, сложившейся вокруг этого издательства. Да еще при этом никто и не задумывался, что механическое издание крупного плаката в миниатюрном издании бессмысленно, ибо при этом теряется его воздействие на зрителя. Выпуск же видовых календарей также был весьма своеобразен. Отражались при этом, как правило, одни и те же виды и памятники, список которых был, по всей видимости, однажды утвержден, и расширять его особенно никто и не старался. Более того, часто из года в год использовались одни и те же слайды. Особенно этим отличался Минский полиграфический комбинат им. Якуба Коласа. Впрочем, известно, что любое хорошее дело у нас умеют и, по-моему, даже любят доводить до абсурда.
     Тем не менее, в 80-е годы резко увеличивается выпуск карманных календарей. Ширится их география, растут тиражи. В стране быстро растет число коллекционеров. К 1990 году почти в каждом районном центре страны были клубы коллекционеров карманных календарей. Общее число коллекционеров в стране по самым скромным подсчетам достигало не менее ста тысяч. Календари начинают печатать специально для коллекционеров, тематика расширяется с учетом их вкусов. Среди тысяч календарей, выпускаемых в 80-е годы, появляются отечественные календари, исполненные на самом высоком полиграфическом уровне и сделанные с большим вкусом. Особенно это касается календарей, выполненных на московском полиграфическом комбинате "Восход". Но не отстают и другие. К примеру, тульский комбинат "Коммунар", позже переименованный в ИПО "Лев Толстой" в течение ряда лет выпускает великолепные видовые серии.
     До 1990 г. в стране существовала цензура. Любое печатное издание, где бы и кем бы оно ни выпускалось, должно было обязательно получить разрешение цензора. Номер этого разрешения, так называемый "лит", печатался в выходных данных наряду с номером заказа. (Иногда, когда большая серия календарей проходила под одним и тем же заказом, часто именно "лит" помогает коллекционерам в систематизации своих коллекций.) Подпольный же выпуск любой печатного листочка жестоко карался. Таким образом в стране был учтен выпуск любого календарика. Данные вместе с образцами в обязательном порядке должны были поступать в Книжную палату СССР, где фиксировались и хранились. Однако, знакомство с Книжной палатой показывает, что любая печатающая организация делала все возможное, чтобы обойти эту хлопотную обязанность. В результате, в Книжной палате зафиксировано немногим более 40000 советских карманных календарей (а хранится еще меньше вследствие изъятий, разгильдяйства и воровства). Для сравнения: моя коллекция советского периода как минимум вдвое превышает фонд Книжной палаты (при этом я отнюдь не претендую на полноту коллекции).
      Тем не менее, наличие такой системы контроля и ограничений дает возможность со временем составить полный каталог советских календарей. Число их вряд ли превосходило 100000.
     В 1990 г. цензура на печать была отменена. И в стране начинается печатный бум. Календари выпускались где угодно, кем угодно и с любой тематикой. Особенно с обнаженной натурой. Народ буквально дорвался до запретного прежде плода. Но все подобное надоедает очень быстро. Через пару лет они постепенно перестали выпускаться, так как на них просто резко снизился спрос. Но тогда в 1990-1991 гг. подобные календари обязательно лежали в любом киоске. Из карманных календарей советского периода именно выпуски этих лет учесть и закаталогизировать труднее всего.
     В декабре 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование. Однако календари на 1992 г. заказывались в 1991 г., и, поэтому, большую часть из них можно считать календарями советского периода. В это время еще сохранялись общесоюзные связи, так, например, подавляющее число литовских календарей на 1992 г. отпечатаны в Туле, а чуть ли не половина эстонских календарей на 1992 г. выпущены были с расчетом на реализацию их на территории России. Фактически, тем не менее, календари 1990-1992 гг. уже являлись календарями переходного периода.
      Начиная с 1992 г. все бывшие республики СССР стали выпускать только свои собственные календари на своих национальных языках. Советский период кончился. Изменения коснулись всего, в том числе и карманных календарей.


Возврат в Меню



Hosted by uCoz